Наши публикации

Поклонный крест: казнить нельзя помиловать

издание: Реальное время
дата публикации: 22.07.2016
автор: Максим Матвеев, Дмитрий Семягин

Скандал в Лаишевском поселении вскрыл юридический казус, который ставит под угрозу общероссийскую традицию.
Громкая история со спиливанием креста в Лаишевском районе местным депутатом неожиданно обозначила серьезную юридическую проблему. С удивлением мы обнаружили, что установка поклонных крестов, так широко распространенных на территории России, не имеет четкого правового основания. Опрошенные «Реальным временем» юристы затрудняются однозначно определить статус этого объекта. В итоге оказывается, что законных оснований нет ни для их установки, ни для их демонтажа.
 
ПАМЯТНЫЙ ЗНАК, ОРИЕНТИР, СИМВОЛ «БОЖЕСТВЕННОГО ПРИСУТСТВИЯ»
«Авторство» сооружения под названием «поклонный крест» приписывают библейскому апостолу Андрею. Как и во всех других случаях, крест символизирует распятие Иисуса Христа, а холм в его основании — Голгофу. Их установка получила широкое распространение в первую очередь — в православии, в меньшей степени — в католицизме. Единого правила их установки, за исключением ориентировки по сторонам света, нет. Ставятся поклонные кресты, как правило, на открытых местах по случаю «избавления от напастей», на месте гибели христиан, на месте будущего или ранее разрушенного храма, на границах поселений и даже в качестве ориентира.
В России практика установки поклонных крестов стала вновь распространяться в 90-е, и в первую очередь их стали ставить на месте разрушенных храмов. Уже в 2000-х появилась традиция их установки на въезде в поселения. В Татарстане с большим количеством мусульман поклонные кресты такого рода ставят нечасто, но, тем не менее, в городах и селах, где проживают преимущественно православные, примеров таких много.
По словам Александра Верховского, директора информационно-аналитического центра «Сова» (занимается проблемами национализма и ксенофобии, взаимоотношений религии и общества), места для установки таких крестов могут быть любые, никакого сакрального смысла они не несут: «Это просто традиция. Человек едет по дороге, увидел крест — обратил внимание на божественное присутствие. Просто для напоминания людям». В том случае, если поклонный крест ставят на частной территории, по мнению большинства опрошенных экспертов, никакого согласования для этого не требуется. ru
 
МОЖНО СТАВИТЬ НА ЧАСТНОЙ ЗЕМЛЕ И НА ЦЕРКОВНОЙ
С юридической точки зрения все тоже неоднозначно. В том случае, если поклонный крест ставят на частной территории, по мнению большинства опрошенных экспертов, никакого согласования для этого не требуется. Верховский говорит, что не существует никаких особых процедур и правил по установке поклонного креста на своем собственном участке: «Крест — это ведь не строение, человек может поставить его на своей земле». Согласен с коллегой и Павел Тубальцев, партнер в компании «Татюринформ»: «Собственник участка на нем может ставить не только кресты, но и вообще что угодно».
Примерно такое же обоснование есть и для установки креста на церковной земле. Анна Зерницкая, руководитель практики юридического агентства ЮНЭКС , отмечает, что Федеральный закон от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в принципе регулирует и это: «В частности, в нем говорится, что религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). За счет собственных средств они могут создавать различные предметы культового или богослужебного назначения».
Все гораздо сложнее, если речь идет о публичных пространствах. Павел Тубальцев, партнер в компании «Татюринформ», отмечает, что такое обстоятельство, как голосование жителей, в этой ситуации не имеет никакого значения в деле установки креста: «Голосование жителей в данном случае юридического значения не имеет, потому что подобные вопросы на сходе жителей не решаются. Это решается на уровне административных органов».
По словам Зерницкой, вопрос размещения подобных объектов на земельных участках, не принадлежащих религиозной организации, а принадлежащих, к примеру, государственным или муниципальным организациям, регулируется действующим гражданским законодательством: «Согласование установки религиозных символов осуществляется соответствующими уполномоченными органами, осуществляющими управление имуществом населенных пунктов или районов».
 
ОПАСНЫЙ ОБЪЕКТ?
Однако вопрос возникает в том, как классифицировать этот объект. Тубальцев считает, что если крест никак не оформлен, то юридически он не является религиозным объектом, как, например, было в случае с Лаишевским крестом: «Этот крест как религиозный объект нигде не числится, это не храм, не религиозное учреждение, он не является объектом паломничества». «Сами по себе кресты никак не регламентируются законодательством и никакого статуса не имеют», — дополняет Верховский.
Казанский адвокат Эмиль Гатауллин затрудняется ответить, как можно классифицировать поклонный крест с точки зрения закона, и считает, что, учитывая габариты таких сооружений, их вообще можно расценивать как объекты, представляющие опасность: «Наверное, этот крест можно рассматривать как сооружение, которое теоретически может представлять опасность, и следить за этим должны соответствующие структуры, ведущие надзор за строительством».
Неясность статуса поклонных крестов приводит к тому, что, как правило, их установку вообще ни с кем не согласуют. «Обычно даже на общественных территориях люди ставят поклонные кресты без согласования с властями, на это закрывают глаза: в конце концов, кому они мешают», — рассказывает Верховский. Это делает положение поклонных крестов весьма шатким: местные власти в любой момент могут признать такой крест незаконно установленной конструкцией, даже если большинство жителей одобрит его установку.
 


Создание сайта "Еатек" (2001-2024)