Наши публикации

Выемка документов и предметов в ходе проверки: следим за алгоритмом

издание: НИ РТ№20
дата публикации: октябрь 2016
автор: Александр Кольцов

Снижение экономических показателей привело к сокращению поступлений в бюджет. И на этом фоне налоговые органы активно борются за его наполняемость, применяя все возможности, предоставленные им законодательством. Согласно статистике за I полугодие 2016 года, при сравнимом количестве, доначисления по результатам выездных проверок увеличились на треть, а по итогам камеральных – выросли в два раза. Рассмотрим одну из активно применяемых в практике налоговых проверок процедуру выемки документов.
Основания для проведения выемки
Из Налогового кодекса РФ следует, что выемка документов может быть произведена при наличии одного из двух оснований:
1. При неисполнении налогоплательщиком требования налогового органа о добровольном представлении документов (пункт 4 статьи 93 НК РФ). В этом случае налоговый орган изымает копии таких документов.
При этом произвести выемку документов на этом основании налоговый орган может только после истечения срока на их представление по требованию налогового органа. А в рамках такой выемки налоговый орган вправе изъять только те документы, которые указаны в требовании о представлении документов. Нарушение любого из этих условий дает основание признать выемку незаконной (постановление ФАС Поволжского округа от 2 августа 2010 г. № А72-16467/2009);
2. Если есть достаточные основания полагать, что интересующие налоговый орган документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (подпункт 3 пункта 1 статьи 31 и пункт 14 статьи 89, пункт 8 статьи 94 НК РФ). В данном случае налоговый орган изымает копии или подлинники таких документов.
Процедура выемки документов имеет четкий алгоритм
Для проведения выемки, проверяющие должны составить мотивированное постановление о ее производстве. Если выемка не обоснована и не мотивирована, суды часто признают ее незаконной (постановление ФАС Поволжского округа от 25 июня 2014 г. № А12-23096/2013 от 7 декабря 2011 г. № А12-6776/2011, от 9 июня 2011 г. № А65-23215/2010).
Выемка документов и предметов проводится только в дневное время и в присутствии налогоплательщика или его представителя. Кроме того, во время проведения выемки обязательно должны присутствовать понятые. Своими подписями в протоколе они удостоверяют факты, содержание и результаты действий, которые были произведены в ходе выемки в их присутствии.
В качестве понятых могут приглашаться любые незаинтересованные лица в количестве не менее двух человек. При этом работники налоговых органов не могут быть понятыми, при несоблюдении этого требования выемка будет признана судом незаконной (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 9 февраля 2010 г. № А75-6187/2009).
Изымаемые документы должны быть перечислены в самом протоколе выемки либо в описях, прилагаемых к нему. Затем документы нумеруются, прошнуровываются и скрепляются печатью или подписью лица, у которого производится выемка.
Копия протокола о выемке документов и предметов должна быть вручена под расписку или выслана лицу, у которого эти документы были изъяты.
Главное, что нужно иметь в виду, –
полученные в ходе выемки документы могут использоваться налоговыми органами в качестве доказательства вины организации. А поскольку все доказательства должны быть собраны в соответствии с требованиями закона, нарушения, допущенные при проведении выемки, могут привести к исключению изъятых документов из числа доказательств и в результате – к признанию незаконности доначислений.
Это подтверждают и суды. Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 2 августа 2010 г.
№ А72-16467/2009 суд признал неправомерным доначисление налога, поскольку оно было произведено на основании документов, полученных путем незаконной выемки.


Создание сайта "Еатек" (2001-2024)