Наши публикации

Списываем убытки прошлых лет по новым правилам

издание: НИ РТ №9
дата публикации: апрель 2017
автор: Гульнара Шагвалиева

Списываем убытки прошлых лет по новым правилам
Если ваши расходы превысили доходы, то, увы, налицо убыток. К счастью, в налоговом учете его можно перенести на будущие периоды. Какие новшества переноса убытков вступили в силу в 2017 году?
Если по итогам налогового периода был получен убыток, в налоговом учете его можно перенести на будущие периоды. Переносить убытки в 2017 году можно не только по окончании налогового периода, но и по итогам каждого отчетного периода по налогу на прибыль. Однако убытки прошлых лет подлежат переносу только в пределах налоговой базы по прибыли – списать убытков больше этой суммы нельзя.
Кроме того, следует отметить, что, если убытки получены более чем в одном налоговом периоде, следует переносить их на будущее в той очередности, в которой они понесены (пункт 3 статьи 283 НК РФ). Так, сначала переносятся убытки, полученные в самом раннем периоде, а затем уже более поздние.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ПЕРЕНОСЕ УБЫТКОВ С 2017 ГОДА?
Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ в статью 283 и пункт 22 статьи 280 НК РФ с 1 января 2017 года внесены изменения, согласно которым снято 10-летнее ограничение на перенос убытков прошлых лет. С 2017 года сумму убытка можно переносить на все последующие годы, а не только на 10 лет, т.е. до полного погашения. В то же время согласно новой редакции пункта 2.1 статьи 283 НК РФ в отчетные и налоговые периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года базу нельзя уменьшать на сумму убытков прошлых периодов больше, чем на 50%.
Указанное ограничение не распространяется на налоговые базы, к которым применяются пониженные налоговые ставки, установленные подпунктами 1.2, 1.5, 1.5-1, 1.7, 1.8, 1.10 статьи 284 и пунктами 6 и 7 статьи 288.1 НК РФ для организаций-резидентов ОЭЗ, резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ, участников региональных инвестиционных проектов и т.д. Аналогичные разъяснения даны в письме ФНС России от 9 января 2017 г. № СД-4-3/61@.
Вышеуказанные изменения касаются убытков, понесенных за налоговые периоды начиная с 1 января 2007 года. Таким образом, убытки ранее периода 2007 года списать не получится. Изменения коснулись также порядка учета убытков консолидированной группой налогоплательщиков. С 1 января 2017 года для каждого участника консолидированной группы база определяется отдельно по правилам, установленным для «обычных» налогоплательщиков. Далее базы суммируются, в результате чего рассчитывается консолидированная база. Убытки, полученные каждым из участников группы, также суммируются.
КАК ПЕРЕНОСЯТСЯ УБЫТКИ В СЛУЧАЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ?
Право переноса убытка не отменяется в связи с реорганизацией компании. Налогоплательщик-правопреемник вправе в общеустановленном порядке переносить на будущее убытки, образовавшиеся до реорганизации у реорганизуемых организаций (пункт 5 статьи 283 НК РФ).
Налогоплательщик-правопреемник вправе учесть убыток, образовавшийся у присоединяемой организации в последнем налоговом периоде, со следующего для правопреемника налогового периода (письмо Минфина России от 18 июля 2013 г. № 03-03-10/28167).
ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАЛЬНОМУ ПОДТВЕРЖДЕНИЮ
Отдельное требование статьи 283 НК РФ касается срока хранения документов, подтверждающих объем понесенного убытка, поскольку убытки можно списать только при наличии первичных документов, подтверждающих полученный финансовый результат. Причем для подтверждения понесенных убытков следует хранить именно первичную документацию компании, а не любые документы учета: такие, например, как накладные, ведомости, счета, карточки, по которым организация вела свой учет. Эту мысль подтверждают и суды (постановление ФАС Поволжского округа от 25 января 2012 г. № А12-5807/2011).
Хранить подтверждающие убыток документы придется до тех пор, пока убыток не спишется полностью, а после его полного погашения еще 4 года. Кроме того, это надо делать даже тогда, когда правильность расчета суммы убытка была подтверждена выездной налоговой проверкой (письмо Минфина России от 25 мая 2012 г. № 03-03-06/1/278).
Отсутствие документов, подтверждающих объем понесенного убытка, предполагает утрату налогоплательщиком права переноса убытков прошлых лет как не подтвержденные документально в расчет налоговой базы по налогу на прибыль за текущий налоговый период (постановление ФАС Поволжского округа от 29 марта 2011 г. № А49-4451/2010). Если при проведении выездной налоговой проверки налоговый орган не истребовал документы первичного учета в подтверждение убытков прошлых лет, на которые уменьшена налоговая база по налогу на прибыль, налогоплательщик в ходе такой проверки должен был самостоятельно представить документы, подтверждающие размер убытков прошлых лет.


Создание сайта "Еатек" (2001-2024)