Наши публикации

По каким причинам не стоит отказываться от печати?

издание: НИ РТ№10
дата публикации: май 2017
автор: Айрат Давлетшин

По каким причинам не стоит отказываться от печати?
Долгое время печать служила гарантом подлинности документов. Изменения произошли в 2015 году, когда организации получили право самостоятельно выбрать: нужна им круглая печать или нет. Стоит ли спешить воспользоваться правом?
Акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью могут отказаться от использования круг-лой печати с 7 апреля 2015 года. Такое право предоставил Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 82-ФЗ.
Таким образом, прошло два года с немалым количеством споров, вызванных нововведениями. Изменения в законодательстве на тот момент были обоснованы тем, что институт «круглой печати» в современном обществе стал рудиментарным и следовало заменить его более надежными способами идентификации (например, электронно-цифровой подписью, специальными бланками компаний, голографическими печатями). Однако существует ряд причин и рисков, о которых следует предупредить руководителя организации, принявшего решение об отказе от использования печати.
Причина 1. Федеральный закон № 82-ФЗ коснулся не всех организационно-правовых форм
Необходимо заметить, что руководители не всех организаций смогут отказаться от использования печати, а именно:
– некоммерческих организаций (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»);
– государственных, муниципальных унитарных предприятий (пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);
– жилищных накопительных ко-оперативов (пункт 8 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»).
Указанные организации в соответствии с действующим законодательством РФ по-прежнему обязаны использовать печать.
Причина 2. Сложности при оформлении отказа от печати Отказ от печати оформляется внесением изменений в устав общества.
Для этого необходимо провести общее собрание участников в ООО либо общее собрание акционеров в АО. Принятое на данном собрании решение должно быть зарегистрировано в налоговой инспекции. Необходимый пакет документов включает в себя:
– заявление по форме № Р13001 (утв. приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25);
– решение о внесении изменений;
– устав в новой редакции;
– квитанцию об оплате государственной пошлины.
Также после регистрации изменений организации следует сменить банковскую карточку с образцами подписей и оттиска печати (пункт 7.11 инструкции Банка России от 30 мая 2014 г. № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов»).
Необходимо отметить, что в случае отказа от печати контрагенты периодически будут также запрашивать устав организации и информационные письма от руководителя предприятия о неприменении обществом печати. То же самое организация будет вынуждена выдавать увольняющимся сотрудникам, а иначе как последнему доказать легитимность записи в трудовой книжке, если она, по обыкновению, не заверена печатью – кадровик нового работодателя может на слово не поверить.
Причина 3. Представительство по Кодексу административного судопроизводства РФ
Закон № 82-ФЗ (статьи 10 и 11) внес соответствующие изменения в Арбитражный процессуальный кодекс РФ (часть 5 статьи 61 дополнена словами «при наличии печати») и Гражданский процессуальный кодекс РФ (часть 3 статьи 53 дополнена словами «при наличии печати»). Таким образом, нормы, регулирующие оформление полномочий представителя, были изложены в формулировке «Доверенность выдается за подписью руководителя, скрепленной печатью этой организации (при наличии печати)».
Однако введенный в действие с недавних пор Кодекс административного судопроизводства РФ (Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ) содержит прямое требование о скреплении подписи руководителя предприятия печатью данной организации без оговорок «при наличии печати» (пункт 6 статьи 57 КАС РФ).
Таким образом, следует учесть прямой риск невозможности направить представителя организации на судебный процесс по оспариванию решений, действий и бездействий органов государственной власти, что в последующем грозит неудовлетворительным результатом в виде отрицательного судебного решения.
Причина 4. Необходимо отслеживать условия договоров о скреплении подписей печатями сторон
По-прежнему остается дискуссионным вопрос правомерности отсутствия печати на договорах.
Скрепление договоров печатью зависит от усмотрения сторон и считается дополнительным требованием к их форме. Тем самым это означает, что, если в договоре нет на это указания, печать необязательна (статья 160 ГК РФ, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 марта 2015 г. № 11АП-1325/2015, АС Уральского округа от 25 февраля 2015 г. № Ф09-8593/14 по делу № А07-16164/2014).
Однако нужно учесть следующий риск в ситуации, когда стороны установили соответствующее условие и сторона «не заметила» в договоре указанное условие: отсутствие печати в договоре в таком случае будет несоблюдением письменной формы сделки, что, в свою очередь, ставит запрет ссылаться на свидетельские показания о заключенности сделки на определенных условиях (пункт 1 статьи 162 ГК РФ).
Причина 5. Налоговые органы могут отказать в признании расходов, подтвержденных данными документами, если на них отсутствует печать
Следует осторожно относиться к документам по унифицированным формам с реквизитом «М.П.». Налоговые органы могут отказать в признании расходов, подтвержденных данными документами, если на них отсутствует печать (письмо Минфина России от 9 июня 2011 г. № 03-02-07/1-187).
На этот счет существует и лояльная точка зрения: стороны толкуют обозначение «М.П.» как «место подписи» (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2011 г. № 17АП-12896/2010-АК по делу № А60-29185/2010).


Создание сайта "Еатек" (2001-2024)