Наши публикации

Угнать за 60 минут: как у казанских таксопарков увели более сотни машин

издание: Бизнес Онлайн
дата публикации: 03.06.2022
автор: Ринат Чипчиков

Итог мегааферы: потери бизнеса — 100 млн рублей, а у ГИБДД обнаружилось слабое место с выдачей дубликатов ПТС
«БИЗНЕС Online» раскрывает две схемы массового угона арендных авто, используемых в качестве такси. Предполагаемый автор аферы — многолетний компаньон владельцев казанских таксопарков Андрей Валеев — в мае не вернул на стоянки более сотни арендованных автомобилей. Собственники обнаружили их проданными другим таксистам, а одна из машин даже попала в автосалон «ТТС». Сам Валеев две недели назад свел счеты с жизнью, а перекупщик машин, пачками регистрировавший угнанные авто в ГИБДД, не имея на руках подлинников ПТС, считает себя главным потерпевшим. Подробности криминальной драмы — в материале «БИЗНЕС Online».
«Можете его не ждать»: как партнер таксопарка угнал машины и ушел на тот свет
Совладелец таксопарка ООО «ГДМ-Групп» Амир Даутов вместе с партнером сдает таксистам через посредников автомобили в аренду для работы в качестве такси. В таксопарке Даутова более 100 машин. В середине мая он заметил неладное: некоторые машины перестали приезжать на техосмотр на базовую стоянку. Эти автомобили входили в пул из 25 машин, которые на полгода арендовал партнер «ГДМ-Групп» Андрей Валеев.
Когда арендодатели потребовали у Валеева объяснений, он сначала тянул время и обещал, что привезет все машины. Вскоре у арендодателей лопнуло терпение, они назначили час икс — потребовали у партнера, чтобы в воскресенье, 22 мая, все машины были на парковке. Валеев заверил, что все сделает, но потом перестал выходить на связь. В назначенный день Даутов позвонил супруге Валеева, а та сообщила, что муж покончил жизнь самоубийством: «Можете его не ждать».
Ошарашенным владельцам таксопарка ничего не осталось, кроме как проводить свое расследование. Они зашли на «Госуслуги», вбили VIN-номера машин, которые не приезжали на техосмотр, и с удивлением выяснили, что часть из них больше не принадлежит их компании. В мае они были переоформлены на новых собственников, хотя документы на автомобили оставались в таксопарке.
На арендные автомобили ООО «ГДМ-Групп» устанавливало GPS-трекеры, с помощью которых бизнесмены попытались установить их местонахождение. Однако возле одного из домов на улице Ямашева сигналы маячков пропадали, будто автомобили канули в Бермудский треугольник. Попытка выяснить, почему такое происходит, привела к неожиданному результату. «Мы поехали по трекеру за одной из машин. Видим, стоит белый Hyundai Solaris. Но машина не наша!» — описывает свои злоключения Даутов. Снятый с машины таксопарка трекер злоумышленники поместили в машину другого таксопарка, которую также угнали.
Даутов и его партнеры связались с другими потерпевшими таксопарками и с помощью их трекеров обнаружили в конце концов часть своих машин. По словам Даутова, они оказались проданы водителям такси преимущественно из ближнего зарубежья. Найти удалось не все автомобили. По подсчетам «ГДМ-Групп», фирма лишилась 12 машин: собственники оценивают ущерб более чем в 10 млн рублей.
8 таксопарков, угнано больше сотни автомобилей
Постепенно стал проявляться подлинный масштаб мегааферы. По оценке Даутова, от действий мошенников пострадало не менее 8 таксопарков. Всего злоумышленники угнали у предпринимателей более 100 автомобилей, а когда владельцы опомнились, около 40–50 уже было продано. Остальные машины сдавались таксистам под выкуп, сделки по ним удалось прервать. Предприниматели написали заявления в полицию, возбуждено уголовное дело. «Найденные нами автомобили либо в полиции стоят, либо у нас на стоянке на ответственном хранении, но мы на них работать не можем, потому что они были переоформлены [на новых собственников]. И нам нельзя ни переоформить машины, ни забрать их», — объяснил Даутов. Совокупный ущерб таксопарки оценивают в 100 млн рублей.
Доверчивость арендодателей объясняется давним партнерством с Валеевым. В бизнесе он выступал как физлицо. В системе «Контур.Фокус» нам, впрочем, удалось найти одну компанию (уже недействующую), ООО «Строй Инструмент Ресурс», которая была зарегистрирована на Валеева Андрея Николаевича. Ф. И. О. совпадают с данными одного из главных героев нашего материала.
Машины Валеев брал в аренду на долгий срок, плата вносилась вовремя, и потому сомнений по поводу бизнес-партнера у таксопарков не возникало. Индивидуальный предприниматель Елена Бахарева была знакома с Валеевым с 2014 года, а с 2019-го он работал у нее управляющим таксопарка. «Даже предположений не возникало, что можно ожидать такого сюрприза», — рассказала она нашему корреспонденту. В итоге 32 автомобиля Бахаревой (LADA Granta и LADA Vesta) оказалось в руках неизвестных лиц и компаний, бо́льшая часть из которых была переоформлена в ГИБДД даже дважды. В настоящее время неизвестна судьба пяти транспортных средств, но и найденные она сможет вернуть только через суд. Собеседница нашего издания не до конца верит, что Валеев по собственной воле ушел из жизни — она разговаривала с ним за три часа до трагедии. Ничего не предвещало беды.
«Вопрос — где выгодоприобретатель? Это не Валеев. Человеку доверяли настолько, что особо сильно не лезли в его дела», — размышляет Бахарева. Валеев действовал не один. В деле фигурирует перекупщик, о котором мы расскажем ниже, а возможно, и другие заинтересованные лица. Дело возбуждено по статье о противоправных действиях организованной группы.
Со слов еще одного потерпевшего, Булата, совладельца одного из таксопарков, Валеев арендовал у него три машины. Одну из них получил в аренду 5 мая, а 13 мая автомобиль уже был переоформлен на другого человека. Причем в отделении регистрации автотранспорта ГИБДД УМВД России по Казани на Оренбургском тракте Булата заверили, что документы в порядке. По словам потерпевшего, один из переоформленных автомобилей был в лизинге. «Нам пришло сообщение, что машина снята с учета и новый владелец оформил ее на себя. Один маяк он снял, по второму маяку собственник выезжает, смотрит — на машине другие номера, — рассказывает Булат. — В шоке были, что лизинговую машину так легко переоформить можно. Там же другой пакет документов, договора о купле-продаже недостаточно. Нужно разрешение лизинговой компании на переоформление и свидетельство того, что лизинг погашен. А их, скорее всего, нет».
Предприниматель пока смог вернуть только одну машину, на которую злоумышленники не успели оформить документы. В суициде Валеева Булат также сомневается. «Не похож он на такого человека. Мне сказали, что 102 машины переоформил. У него столько денег с этих машин, в отношении него еще уголовное дело не возбудили, он мог телефон дома оставить и в Казахстан укатить», — рассуждает он. Тем более обманутые владельцы таксопарков не говорили Валееву, что знают о мошеннической схеме, чтобы посмотреть, как тот дальше будет себя вести. За два часа до самоубийства Булат разговаривал с Валеевым по телефону, и тот вел себя как обычно.
Совладелец другого таксопарка, Айрат, сотрудничал с Валеевым с осени 2021 года и к маю этого года сдал ему в аренду 30 машин. Бо́льшую часть он нашел, но 10 пропало без вести. «Есть информация о том, что моя машина уехала в Казахстан. Как ее возвращать — без понятия. Возможно, вообще никогда не верну», — сетует он. Со слов еще одного предпринимателя, Рамиля Набиева, один из своих похищенных автомобилей он обнаружил в автосалоне «ТТС», другой найти пока не удалось. По нашим данным, автомобиль был выставлен на продажу в одном из казанских автосалонов «Авто с пробегом ТТС Гарант». В компании нам не ответили, как на реализацию был взят автомобиль с сомнительными документами, прежде всего без подлинника ПТС.
Схема №1: переоформление машины с «потерянным» ПТС
Схема, которую вскрыли владельцы таксопарков, состоит из нескольких звеньев. По словам собственников автомобилей, Валеев сначала брал их в аренду у таксопарков, а затем в дело вступал перекупщик, задача которого — поставить машины на учет в ГИБДД. Как утверждают собеседники нашего издания, в роли перекупа выступал экс-финдиректор одного из казанских автосалонов Антон Мингазов. Его роль в афере описана в заявлении, которое владельцы таксопарка направили в отдел полиции «Вишневский» (есть в распоряжении «БИЗНЕС Online»). По версии заявителей, между настоящим владельцем машин и Мингазовым заключался поддельный договор купли-продажи. «В этих договорах мы фигурируем как продавцы, — говорит Даутов. — Но наши подписи поддельные, печати — тоже».
После того как Мингазов «купил» машину у таксопарка, он отправился ставить ее на учет в ГИБДД, полагает Даутов. Но есть одно но: чтобы поставить автомобиль на учет, необходим ПТС (паспорт транспортного средства). Он, конечно, хранился у истинных владельцев машины. Поэтому в ГИБДД Мингазов якобы заявлял, что купил машину (показывал фиктивный договор купли-продажи), но потерял ПТС, и просил его восстановить. После получения дубликата он ставил машину на учет и официально становился собственником автомобиля. В финале операции машина перепродавалась ничего не подозревавшему третьему лицу.
Описанная схема не нова, ее многократно описывали профильные автосайты, предостерегая покупателей от приобретения машин с дубликатом ПТС. Зато впечатляют масштабы и скорость провернутой аферы. На выдачу дубликата ПТС уходит примерно час, или 60 минут. Выходит, именно столько уходило на реальный, а не киношный угон автомобиля.
Даутов рассказывает, что из 25 пропавших у него машин около 15 было продано новым собственникам. Представитель ООО «Прогресс Авто», которое брало машины в аренду у «ГДМ-Групп», Линар Завалов объяснил нашему корреспонденту, что дубликат ПТС выдают в день обращения заявителя. Однако в законе говорится, что за выдачей дубликата может обратиться только собственник машины либо ее новый владелец, но с доверенностью от прежнего собственника. Но собственник — таксопарк — не обращался в ГИБДД. Так как же сотрудники инспекции выдали дубликаты?
«Мы считаем, что это невозможно было сделать, не имея каких-то связей в ГИБДД, или есть лазейка в законе, — рассуждает Завалов. — Разве любой человек, который угоняет автомобиль, в течение двух часов может приехать в ГАИ, поставить его на учет, показывая липовый договор купли-продажи?»
Схема №2: машина под выкуп
Водители такси нередко берут машины в аренду под выкуп. В этом случае таксист выплачивает не арендные платежи, а стоимость автомобиля в рассрочку, по истечении которой получает его в собственность. Такой схемой, по словам наших собеседников, также пользовался Валеев.
Часть автомобилей, которые удалось отследить по GPS-трекеру, привели владельцев к таксистам, которые приобрели их в рассрочку. «Они рассказывали, что отдали за машины Валееву предоплату», — отметил Даутов. Кто-то заплатил ему 200 тыс., кто-то — 300 тыс., 500 тыс. рублей. В большинстве случаев покупателями были граждане ближнего зарубежья, которые приехали на заработки и устроились в такси. Возможно, Валеев пользовался их юридической неграмотностью — заключал договоры «на коленке» и писал расписки на мятых бумажках и чеках, попавшихся под руку.
Клиентов находили по сарафанному радио. «Мне друзья подсказали, что у него можно купить машину», — рассказал «БИЗНЕС Online» один из горе-покупателей —Алишер Русланов. Два месяца назад он приехал в Казань на заработки, устроился в такси и решил купить машину, чтобы не платить за аренду. С его слов, Валеев пообещал, что за 700 тыс. рублей продаст ему Hyundai Solaris 2018 года. Договор подписывали у Валеева дома. На первое время Русланову дали другую машину — мол, твоя пока на ремонте, работай на этой. «Через неделю я сказал, что машина понравилась. Давай, говорю, эту возьму, — вспоминает водитель. — Он (Валеев — прим. ред.) сказал, что эта подороже, 870 тысяч рублей». Часть денег Русланов перечислил, еще около 100 тыс. рублей вложил в машину: купил новые колеса, диски, поменял масло. А в мае к нему приехали владельцы таксопарка, заявили: «Андрей умер», — и рассказали Русланову, как тот всех обманул. Вместе с водителем они поехали в отдел полиции, где написали заявление.
Еще один наш собеседник, который оказался в аналогичной ситуации, познакомился с Валеевым год назад — тоже посоветовали друзья. По словам Азиза, он работает крановщиком, подрабатывает в такси, выкупает машины и сдает их в аренду. Он рассказал, что Валеев предложил ему выкупить подержанную LADA Vesta за 450 тыс. рублей, а затем доплатить и получить уже не отечественное авто, а Hyundai Solaris за 650 тыс. рублей. Подписали договор купли-продажи. Азиз платил Валееву 4 раза в месяц по 30 тыс. рублей. В последний раз Азиз общался с Валеевым в день его самоубийства: тот просил пораньше перечислить очередной платеж. «Он нормально разговаривал. Адекватный, нормальный. Никто ничего о нем плохого не говорил. Мне до сих пор не верится, что он [совершил самоубийство]. Такое ощущение, что его кто-то [убил]», — говорит Азиз.
«Да я первый пострадавший, со всеми сотрудничаю, ни от кого не прячусь»
«БИЗНЕС Online» пообщался и с самым загадочным участником этой истории. Мингазов, которого пострадавшие бизнесмены подозревают едва ли не в организации всей преступной схемы, называет себя первым пострадавшим в этой истории. По его словам, в отделе полиции в отношении Валеева лежит более 50 заявлений. «Он кинул огромное количество людей», — заявил Мингазов. По его словам, Валеев предложил ему купить большой парк автомобилей и объяснил это тем, что таксопарки меняют транспортный состав. «„Ну все, ладно“, — говорил я и выкупал у него машины спокойно, проверял их по базам и так далее, все было нормально», — говорит Мингазов. Он заверил нас, что не собирается скрываться от следствия. «Меня в отделы [полиции] вызывают, я дал пояснения, всем таксопаркам предоставил сведения, кому я продал, контактную информацию или домашний адрес. Со всеми сотрудничаю, всегда на связи, ни от кого не прячусь», — добавил он.
На вопрос нашего корреспондента о том, не смутило ли его, что у автомобилей не было ПТС, Мингазов ответил: «Не у всех машин не было ПТС». Однако подробностей наш собеседник не сообщил. «В деле якобы проходит 130 машин, и вы говорите: „Все“, — заспорил он. — Мне не совсем охота разговаривать на эту тему. Я чуть ли не один из первых приехал домой [к Валееву], а он уже лежит на полу, его сняли [из петли]. Там уже был следственный комитет».
По данным справочного сервиса «Контур.Фокус», на Мингазова в разные годы было зарегистрировано три компании: ООО «Булгар», ООО «Автосалон-Н» и ООО «Автосалон-Ф». Две последние ликвидированы, а из первой запись о Мингазове-директоре вычеркнута. Вид деятельности всех предприятий — торговля легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами, в том числе в специализированных магазинах. Из данных «Картотеки» следует, что Мингазов также занимался выкупом автомобилей должников.
В пресс-службе УМВД РФ по Казани в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» сообщили, что в три отдела полиции — «Вишневский», «Танкодром» и «Ямашева» — поступили заявления ряда граждан по поводу транспортных средств. «Возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ», — добавили в пресс-службе. Это «Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере». Наказание — лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом до 1 млн рублей.
Источник нашего издания, знакомый с ситуацией, сообщил, что действия сотрудника регистрационного подразделения, ставившего на учет украденные, как впоследствии выяснилось, автомобили, соответствовали регламенту.
«Таксопарки сами проявили халатность, в противном случае у них угнали бы не 100, а пять машин»
В беседе с «БИЗНЕС Online» гендиректор ООО «Форвард» Артур Еникеев, который давно занимается продажей подержанных авто, рассказал, что слышал о схеме с переоформлением украденных машин. По его словам, узкое место законодательства в том, что для получения дубликата ПТС достаточно договора купли-продажи. «Я сам не сталкивался, но слышал об этом. Коллеги говорили, что бывают такие случаи», — сказал он.
По его словам, способа защититься от этого при покупке машины на вторичном рынке фактически нет. «Надо очень аккуратно относиться к тому, что покупаешь машины с дубликатами ПТС», — дал совет Еникеев. По его словам, на ПТС должно быть написано, что это дубликат. Либо следует просить фотографию оригинала ПТС. В автосалонах, по словам Еникеева, к арендаторам относятся максимально настороженно.
Каковы шансы таксопарков вернуть потерянные автомобили? «Успех иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения зависит от того, является ли это владение добросовестным, поскольку изначально вещь выбыла у потерпевшего по его воле согласно договору аренды, — говорит руководитель гражданской практики ООО „ЮНЭКС“ Ринат Чипчиков. — В таких спорах суд будет исследовать добросовестность покупателей, принятие ими разумных мер, направленных на проверку юридической чистоты сделки. В случае, когда собственник по своей воле передал актив тому, кто потом его продал, закон защищает добросовестного приобретателя».
Чтобы минимизировать риски, юристы советуют собственникам в договоре аренды закрепить обеспечительные механизмы для защиты интересов арендодателя, увеличить размер неустойки, предусмотреть условия, на основании которых арендодатель сможет чаще проверять состояние и документацию переданного имущества.
ГИБДД в этой истории винить не за что, убежден адвокат Владимир Гусев. «Если договор купли-продажи заключен с юрлицом, на нем должны стоять печати и штампы. Как сотрудник ГИБДД может его проверить? — задается вопросом адвокат. — У них же регламентированный порядок. Это таксопаркам следовало вести контроль за сданными в аренду машинами, а они проявили халатность или неосмотрительность. В противном случае у них угнали бы не 100, а всего пять машин. А люди, которые покупали машины, думая, что сделка юридически чистая, — добросовестные приобретатели. Скорее всего, они останутся со своими машинами. Таксопарки получат удовлетворение своих многомиллионных исков, но реально исполнить их будет невозможно, даже если какие-то лица будут привлечены к уголовной ответственности и осуждены».


Создание сайта "Еатек" (2001-2024)